Перейти к контенту

Этикет

Практика > Начинающим


ДОДЗЁ И ЕГО СТРУКТУРА


Додзё (до:дзё:) 道場 букв. «место пути». Изначально это буддийский термин, использовавшийся для обозначения места, где буддийские монахи собирались для практики. Поскольку боевые искусства при развитии активно впитывали в себя лучшие реалии культуры Японии, то они вобрали и этот опыт. Место тренировок - практики боевых искусств - тоже стали называть додзё.

Додзё - это место, где мы дисциплинируем себя и совершенствуемся, чтобы стать лучше. В этом понимании додзё может быть где угодно. И ваш дом может быть додзё. Даже улица может быть додзё. Если вы занимаетесь в спортзале и называете спортзал додзё, вы должны оказывать ему уважение. Уберите спортзал после практики, потому что это часть вашей тренировки.

Додзё это не помещение, додзё это люди - ваш инструктор, ваши соратники. Додзё это все ваши предшественники на Пути в Школе. Оказывайте им уважение.

Делайте поклон додзё, когда входите. Делайте поклон додзё, когда выходите. Выражайте вашу признательность и уважение додзё во всех его смыслах.

Классическое додзё строится в соответствии с канонами фусуй 風水 (кит. фэншуй - букв. ветер и вода - наука о правильном взаимодействии с природой и пространством). Северная сторона додзё называется камидза kamiza 上座 букв. верхнее место» или «почетное место». Это — главное место додзё, отведенное для учителей и почетных гостей. Нередко в области «почетного места» располагается невысокий помост, на котором может размещаться цветочная композиция (бонсай), меч или барабан. На стене за помостом обычно вешают каллиграфический свиток (какэдзику или какэмоно) или портрет основателя той школы боевого искусства, которой следуют в данном додзё.


Иногда на «почетном месте» помещают государственный флаг Японии, а иногда — эмблемы данного боевого искусства. Одним словом, в различных додзё «почетное место» украшают по-разному. Иногда весь декор северной части зала сводится к маленькому традиционному синтоистскому алтарю, расположенному, как правило, в высокой стенной нише. Символическая роль севера как места силы, могущества и старшинства, известна многим культурам (см. о культе Мёкэн - Полярной звезды).

Соответственно «нижнее место» - симодза shimoza 下座 расположено напротив - в южной части додзё. Это место связано с молодостью, ростом, надеждами и будущим. Старая китайская пословица гласит: Ни одно учение не приходит с юга. У нее много значений, но один из основных смыслов в том, что сидящие на южной стороне ученики не должны переговариваться друг с другом на отвлеченные темы и поучать друг друга во время занятий.

В додзё есть еще две стороны. На востоке, где восходит солнце расположена «верхняя сторона» дзёсэки. Здесь сидят посетители, а также учитель — в том случае, если камидза занял почетный гость. Если додзё переполнен, то у «верхней стороны» садятся старшие ученики. Во время испытаний, проходящих в додзё, у восточной стены обычно размещаются экзаменаторы, а у западной — экзаменуемые. Запад — это «нижняя сторона» симосэки. Обычно эта область додзё остается пустой. В древности запад представлялся местом ночи и тьмы. Во многих культурах именно на западе располагался загробный мир. Эти ассоциации связаны с поэтическим образом заката — преддверия ночи.


Отношения между камидза (севером) и симодза (югом) во всех додзё одинаковы, но функции других направлений могут варьироваться в зависимости от устройства конкретного зала, его размеров и истории основания. Вообще, стороны света — это всего лишь символы, и на практике камидза — точка отсчета в ориентации додзё — может располагаться просто в удобном месте зала, не занятом тренировочной площадкой или татами. Также есть традиция называть главную часть додзё - сёмэн 正面 shōmen

Термин камидза иногда смешивают с другим термином камидана 神棚 (букв. полкадля камибожествдухов). Это домашний алтарь, миниатюрная модель синтоистского святилища. Камидана МОЖЕТ быть расположена в части камидза в специальной нише токонома 床の間, а может и не быть - это необязательно.

www.heiho.ru



Этикет в додзё



1. Входя и покидая место занятий в додзё поклонитесь стоя, входя на татами или покидая его, совершайте поклон в направлении камидза или портрета Основателя из положения стоя.

2. Перед началом занятий необходимо проводить уборку додзё.

3. Важно приходить на занятия вовремя, в случае опоздания Вы должны ожидать сидя, пока сэнсей не разрешит Вам присоединиться к занятиям.

4. Ги должна быть чистой и целой, оружие должно быть исправно и находиться на своем месте. Никогда не используйте чужое ги или чужое оружие.

5. Ожидая сэнсея Вы должны выполнять тай-со либо находиться в состоянии спокойной медитации.

6. Во время занятий на Вас не должно быть никаких украшений, включая кольца и серьги. Волосы должны быть аккуратно собраня, ногти острижены, тело должно быть чистым.

7. Находясь на татами недопустимо полулежать, прислоняться или вытягивать ноги.

8. Никогда не стойте на татами без дела.

9. Абсолютно недопустимы какие бы то ни было разговоры на татами во время занятия.

10. Если по какой-то причине необходимо задать вопрос сэнсею, подойдите к нему, поклонитесь и ждите подтверждения.

11. Немедленно прекратите движения, услышав команду сэнсея. Также немедленно приступайте к выполнению задания после соответствующей команды.

12.
Не покидайте татами без разрешения.

13. На татами нет места для соревнования, личных конфликтов, споров и проявления своего эго. Уважайте своего партнера вне зависисмости от уровня его знаний.

14. Вы не можете купить умение. Ежемесячные взносы обеспечмвают Вас местом для тренировок, а также помогают выразить скромную благодарность за обчение. Долгом каждого уеника является своевременная оплата взносов.

15. Будьте скромными, цените и уважайте получаемые знания. Абсолютно недопустимо демонстрировать и передавать устно или практически, кому бы то ни было ваши знания и методы овладения ими, без разрешения Вашего сэнсея.


Пояснения к этикету


Занимаясь Айкидо, Каратэ, Дзюдо или любым другим воинским искусством Японии, вы встретитесь с необходимостью соблюдать правила этикета. Эти правила возникли еще в средневековой Японии и наибольшее свое развитие получили период Токугава (1608 - 1868). Среди самураев соблюдение правил этикета имело особое значение, оно стало не только вопросом учтивости, но и вопросом безопастности. Идущий по улице воин,будучи вежливым со встречными, ни на минуту не ослаблял своей бдительности. Исполнение каждого формального предписания этикета сопровождалось неослабевающим вниманием, осознанным участием и постоянным контролем за происходящим.

Таким образом, самурай постоянно был готов к неожиданностям. Именно в таком виде правила этикета вошли в воинские искусства. Поклон имеет не только чисто ритуальное значение, - это упражнение внимательности и аккуратности. Пословица "Будо начинается и заканчивается этикетом" не означает просто выполнение поклонов в начале и в конце зантия: само Будо - это вежливость, внимательность и аккуратность. Правила этикета не "добавлены" к Будо искусственно, они являются его неотъемлемой частью.

Поклон

Не следует понимать поклоны как элемент поклонения или почитания. Поклонение чему-либо прежде всего подразумевает зависимость и служение, а также связанные с этим обряды. Практика Айкидо же направлена на обретение внутренней чистоты и свободы. Айкидо ни в коей мере не противоречит личным религиозным убеждениям занимающегося. Вместе с тем Айкидо предлагает айкидоке быть свободным в выборе и практике вышеупомянутого.

Поклон при входе в додзё

При входе или выходе из додзё Вы останавливаетесь, ставите ноги вместе и кланяетесь по направлению к Камидза (то есть к главной стене додзё). В додзё там обычно находится портрет Основателя искусства - Морихея Уэсибы. Этим вы выражаете свое почтение додзё. Это не простой формальный поклон сооружению, это Ваша маленькая медитация. Вы покидаете суетливый и беспорядочный внешний мир и входите в полностью сосредоточенный мир додзё. Это первый шаг, который на подсознательном уровне напоминает вам, что нужно настроиться на занятие, а все заботы и проблемы оставить позади.

На более прагматичном уровне остановка перед шагом на татами - это просто полезная привычка. Шаг без остановки и взгляда на происходящее вокруг - может привести вас к травме.

Открытие занятия

В начале занятия ученики садятся в одну или несколько линий вдоль Симодза (стене додзё, противоположной Камидза). Инструктор заходит на татами и садится перед строем учеников. Все присутствующие кланяются портрету Основателя. После этого инструктор поворачивается лицом к строю и кланяется ученикам, которые отвечают поклоном со словами "Онегай симас" /Onegai shimas/, что можно перевести с японского как просьба начать занятие (дословный перевод:"пожалуйста научите меня").

Опоздавшие, зашедшие в додзё после начала ритуала, садятся у края татами, поднимают руку и ожидают отдельного разрешения инструктора приступить к занятию.

Закрытие занятия

В конце занятия ученики садятся напротив инструктора. Выполняются поклоны портрету Основателя и инструктору. Во время поклона инструктору ученики произносят "Домо аригато гозаймасита" /Domo arigato gozaimashita/,что означает "Большое спасибо". Инструктор покидает татами. После его ухода выполняется "Отага ни рэй" - выражение благодарности своим товарищам. Ученики садятся в широкий круг и отдельно выполняют поклон сидящему напротив, соседу справа и соседу слева. Круг, образованный учениками, не замкнут, никто не должен сидеть спиной к портрету Основателя.

Поклон в сторону камидза

Этот поклон выполняется в начале и в конце каждого занятия по направлению к портрету Основателя Айкидо, Это еще один шаг из внешнего мира в мир додзё. Это также момент, когда занимающиеся Айкидо могут вспомнить историю Искусства, которые они изучают, и выразить благодарность его Основателю, а также всем, кто изучал и развивал Айкидо.

Поклон друг другу

В начале и конце каждого занятия выполняется поклон инструктору. Это способ выразить благодарность за наставления и терпение, уважение к мастерству инструктора. Во время занятия множество раз предоставится возможность поблагодарить инструктора за его указания и поправки. Вспомните об этом, когда кланяетесь инструктору в начале занятия, и подготовьтесь относиться к получаемой от него информации с полным вниманием. Проще всего выслушать до половины, сказать "спасибо" и продолжать делать что-то неправильно. Понять же указание инструктора и постараться максимально его выполнить - значит сделать еще один маленький шаг в работе над собой.

Поклон партнеров

Когда у Вас появляется возможность поработать вместе с партнером, Вы обязательно кланяетесь друг другу до и после работы. Поклон нужно выполнять аккуратно и внимательно. Кланяясь, вы фактически говорите партнеру:"Пожалуйста, поработай со мной" и "Спасибо за твою помощь". Небрежный поклон приведет и к небрежной работе.

Помните, что можно многое сказать о вашем отношении к заятиям Айкидо по тому, как вы соблюдаете этикет додзё.

Обувь

Для передвижения за пределами татами носят сменную обувь. Перед входом на татами ее снимают и оставляют за его пределами носками наружу. Ни в коем случае нельзя заходить на татами в обуви или с грязными ногами. Не оставляйте обувь на проходе и не разбрасывайте ее. Если обувь аккуратно стоит носками наружу, вы сможете быстро найти и надеть ее.

Передвижение по татами

Все передвижения в додзё следддует выполнять с полным вниманием и контролем за тем, что происходит вокруг, Если Вы проходите мимо занимающихся учеников - подождите, пока они закончат упражнение и увидят вас, не мешйте им. Если Вы идете вдоль линии сидящих учеников, идите за ними, а не между ними и инструктором. Если Вы вынуждены пройти перед ними, остановитесь и поклонитесь - этим Вы просите извинить вас за причиняемые неудобства.

Еще одно общее правило - никогда не стоять спиной к портрету Основателя.

Положение стоя

Стоять следует ровно, равномерно распределив вес тела на обе ноги. Есть два варианта: первый - пятки вместе, носки в стороны, руки опущены свободно вдоль туловища; второй - ноги на ширине плеч, руки за спиной.

Положение сидя

Сидеть следует между пяток. Большие пальцы ног касаются друг друга. Колени разведены на расстояние двух кулаков (для женщин - один кулак). Ладони лежат на середине бедер, направленные чуть вовнутрь. Локти несколько отведены в стороны. Плечи опущены.





copyright © 2004-2024
Назад к содержимому