Перейти к контенту

Интервью с О`сэнсэем

Практика > Содержание практика

Это интервью было взято двумя неизвестными журналистами (в тексте обозначенными соответственно А и Б) и опубликовано в увидевшей свет в 1957 году книге Киссомару Уесиба "Айкидо" (Токио, Ковадо, стр.198-219). Перевод с японского на английский язык был осуществлен Стенли Праниным и Катсуаки Терасавой.

Текст интервью на английском языке был взят с сайта www.aikidofaq.com

А: Когда я учился в колледже, наш преподаватель философии показал нам как-то портрет известного философа. Теперь я не могу избавиться от ощущения вашего необычайного сходства с тем философом, Сенсей.

О-Сенсей: Наверное мне в свое время надо было посвятить себя философии. Моя духовная составляющая более ярко выражена чем физическая.

Б: Говорят Айкидо сильно отличается от Карате и Дзюдо.

О-Сенсей: По моему мнению Айкидо можно назвать единственным правильным боевым искусством. Причина этого кроется в том, что в основе Айкидо законы мироздания. Вселенная состоит из множества частей, но в то же время все эти части объединены в единое целое, наподобие семьи, символизируя состояние полного мира. Имея подобное представление о Вселенной Айкидо не может быть ни чем кроме боевого искусства любви. Оно не может быть боевым искусством насилия. По этой причине можно говорить об Айкидо, как о еще одном проявлении Создателя Вселенной. Другими словами, Айкидо это что-то гигантское и необъятное. По этой причине тренировочной площадкой для Айкидо становится и земля и небо. Душевное состояние занимающегося Айкидо должно быть умиротворенным и абсолютно лишено мыслей о насилии. Это, так сказать, особое состояние, переводящее жестокость в состояние гармонии. Это я считаю единственно верным в японских боевых искусствах. Нам была дана эта земля для превращения ее в рай на земле, а любые военные действия абсолютно неуместны.

А: Это очень отличается от традиционных боевых искусств.

О-Сенсей: Да, в самом деле, Айкидо очень отличается. Если мы оглянемся в прошлое, то увидим, как сильно в свое время злоупотребляли воинскими искусствами. В период Сенкогу (1482-1558, "Senkogu"= воюющие государства) крупные землевладельцы стали использовать боевые искусства в качестве инструмента удовлетворения их частных интересов и жадности. По-моему, это было абсолютно недопустимо. Из-за того, что я сам преподавал боевое искусство солдатам во время войны, зная, что оно будет использовано для убийства других, после окончания войны я находился в состоянии глубокого внутреннего конфликта. Это стало мотивом для начала поиска мной семь лет назад истинного духа Айкидо. Именно в то время пришел к мысли о необходимости построения рая на земле. Эта мысль основывалась на том, что хотя земля и небо (в физическом их понимании) уже достигли состояния совершенства и остановились в своей эволюции, человечество (и в частности японцы) кажется, находятся в состоянии сдвига. Во-первых, мы должны изменить эту ситуацию. Реализация этой миссии является путем эволюции человечества. Когда я пришел к пониманию этого, я понял, что истинным состоянием Айкидо является любовь и гармония. Поэтому "Бу" (боевой) в Айкидо является выражением любви. Я изучал Айкидо для служения своей стране, поэтому духом Айкидо может быть только любовь и гармония. Айкидо было рождено в соответствии с принципами и закономерностями Вселенной. Поэтому, это Будо (боевое искусство) абсолютной победы.

Б: Не могли бы вы рассказать о принципах Айкидо? Для большинства людей Айкидо является чем-то мистическим как, например, Ниндзюцу. Особенно в свете того, что вы, Сенсей, с удивительной легкостью бросаете огромных противников и поднимаете объекты, вес которых исчисляется сотнями килограмм.

О-Сенсей: Это только кажется чем-то мистическим. В Айкидо мы полностью используем силу противника. Чем большую силу прикладывает противник, тем легче нам.

Б: Тогда получается, что Айки присутствует и Дзюдо. Ведь в Дзюдо вы должны синхронизировать свои действия с действиями противника. Если он тянет, вы толкаете и наоборот. Вы воздействуете на противника в соответствии с этим принципом - выводите его из равновесия и затем применяете какую-либо технику.

О-Сенсей: В Айкидо абсолютно нет атак. Если вы атакуете, значит вы уже потеряли дух Айкидо. Мы придерживаемся принципа абсолютного непротивления, другими словами мы не противостоим атакующему. Поэтому в Айкидо отсутствует понятие противника. Победа в Айкидо это masakatsu и agatsu (о значении этих терминов см. далее по тексту. Прим. перев.); действуя в соответствии с миссией Неба вы получаете абсолютную силу и можете победить все.

Б: Означает ли это ~o no sen? (Этот термин используется для обозначения запоздалой реакции на атаку)

О-Сенсей: Абсолютно нет. Это не вопрос ни sensen no sen, ни sen no sen. Если бы я попытался сформулировать это, то скорее всего звучало как: "Вы контролируете своего оппонента не пытаясь контролировать его". Это состояние постоянной победы. В Айкидо нельзя выиграть или проиграть противнику - в Айкидо не существует противника. Даже если у вас есть противник, то он становится частью вас, вашим партнером, которого вы просто контролируете.

Б: Сколько техник насчитывается в Айкидо?

О-Сенсей: Существует около 3 000 базовых техник, каждая из которых может выполняться в 16 различных вариантах: так что вообще их многие тысячи. В зависимости от конкретной ситуации вы постоянно создаете что-то новое.

А: Когда вы начали изучать боевые искусства?

О-Сенсей: В 14-15 лет. Сначала я изучал Тенсиню-рю Дзюдзюцу у Тозава Токусабуро Сенсея, потом Кито-рю, Ягю-рю, Аиои-рю, Синкаге-рю, все эти разновидности Дзюдзицу. В то же время меня не покидала мысль о том, что где-то должно быть истинное Будо. Я пробовал Хозоин-рю Содзюцу и Кендо. Но все эти виды боевых искусств не могли удовлетворить меня, так как их основой являлся бой один-на-один. В поисках Пути и тренировок я исколесил всю Японию, но все было напрасно.

А: Не это ли называется аскетичными тренировками война?

О-Сенсей: Да, это поиск истинного Будо. Когда я приезжал в новую школу, я никогда не вызывал на поединок Сенсея этого додзе. Человек, отвечающий за додзе, обременен большим количеством забот, поэтому ему очень трудно показать свои истинные способности. Я выказывал ему свое уважение и начинал учиться. Если я оценивал свои результаты как превосходные, я снова выказывал ему все свое уважение и возвращался домой.

Б: Получается, вы начали изучение боевых искусств не с Айкидо. Когда появилось Айкидо?

О-Сенсей: Как я уже говорил, в поисках истинного Будо я посетил множество мест: Затем, когда мне было около 30 лет я обосновался на Хоккайдо. Однажды, когда я находился у Хисада Инн в Енгару, Провинция Китами, я познакомился с Такеда Сокаку Сенсеем из клана Аидзу. Он преподавал Дайто-рю Дзюдзицу. Во время тех тридцати дней, которые я у него учился я почувствовал воодушевление. Позднее я пригласил этого учителя в свой дом и вместе с 15-16 моими работниками мы стали искать сущность Будо.

Б: Вы открыли Айкидо во время изучения Дайто-рю у Такеда Сокаку?

О-Сенсей: Нет, правильнее сказать, что Такеда Сокаку открыл мне глаза на Будо.

А: Происходило ли что-то особенное вокруг вас, что сопутствовало открытию вами Айкидо?

О-Сенсей: Да, дело было так. Мой отец серьезно заболел в 1918. Я попросил Такеда Сенсея отпустить меня и отправился домой. По пути домой мне рассказали, что если приехать в Аябе рядом с Киото и вознести там молитву, все болезни излечатся. Я поехал туда и познакомился там с Дегути Онисабуро. Когда я наконец приехал домой, оказалось, что мой отец уже умер. Хотя я встречался с Дегути только один раз, я решил переехать в Аябе со своей семьей и оставался там до конца периода Таисо (примерно 1925 год). Да: в то время мне было уже около 40 лет. Однажды я утолял жажду у колодца. Неожиданно каскад золотых молний пролился с неба и наполнил мое тело. Затем мое тело стало увеличиваться, расширившись наконец до размеров Вселенной. Переполненный этими ощущениями, я вдруг осознал, что нельзя думать о том, чтобы победить. Формой Будо должна быть любовь. Нужно жить в любви. Это Айкидо и оно происходит от старинной формы в Кендзюцу. После этого открытия я наполнился радостью и не мог больше сдерживать слезы.

Б: Получается, в Будо плохо быть сильным. В давние времена всегда пропагандировалось объединение "Кен" и "Дзен". И в самом деле, сущность Будо нельзя познать не опустошив свое сознание и в этом состоянии уже нет понятий о правильном или неправильном.

О-Сенсей: Как я уже говорил, сущность Будо это Путь masakatsu и agatsu.

Б: Я слышал историю о том, что вы противостояли в схватке 150 рабочим.

О-Сенсей: Я противостоял? Как я помню: Дегути Сенсей отправился в 1924 году в Монголию для осуществления миссии объединения Азиатских народов, как части нашей национальной политики. Я сопровождал его по его просьбе, хотя и должен был вступить в армию. Мы путешествовали по Монголии и Манчжурии. Далеко в горах мы натолкнулись на бандитов и завязалась серьезная перестрелка. Я стрелял в них из "маузера", а затем кинулся в самую гущу врагов, яростно их атакуя. Они разбежались, а мне посчастливилось избежать опасности.

А: Как я понимаю, вас, Сенсей, много чего связывает с Манчжурией. Вы там долго были?

О-Сенсей: После того случая я бывал в Манчжурии довольно часто. Я был советником по боевым искусствам в организации Симбуден, а также в Университете Кенкёку в Монголии. Так что меня там хорошо принимали.

Б: Хино Асихей напечатал в Сосецу Синтё рассказ "Ойа но Дза", в котором он описывает молодость Тенрю Сабуро - бунтаря в Сумо, познакомившегося с Айкидо и истинным духом этого боевого искусства. Вы приложили к этому руку, Сенсей?

О-Сенсей: Да.

Б: Значит ли это, что некоторое время вы тесно общались с Тенрю?

О-Сенсей: Да. Он жил в моем доме около 3 месяцев.

Б: Это было в Манчжурии?

О-Сенсей: Да, мы познакомились во время приема, посвященного 10-летию основания правительства Манчжурии. На том вечере был приятный человек, о котором многие отзывались примерно так: "Этот Сенсей удивительно сильный. Как насчет того, чтобы попробовать сразиться с ним?". Я спросил одного из моих спутников об этом человеке. Мне сказали, что это знаменитый Тенрю, которого выгнали из Ассоциации борцов Сумо. Потом меня ему представили. В конце концов мы решили проверить силу друг друга. Я сел и сказал Тенрю: "Попытайся столкнуть меня с места. Толкай сильно, не сдерживайся. Поскольку я знал секрет Айкидо, он не мог сдвинуть меня ни на сантиметр. Тенрю очень удивился. В результате он стал изучать Айкидо. Он был хорошим человеком.

А: Сенсей, вы были связаны с военно-морским флотом?

О-Сенсей: Да, и довольно долго. Начиная с 1927 или 28 года я в течение 10 лет на полставки преподавал в Военно-Морской Академии.

Б: Обучали ли вы солдат во время работы в Академии.

О-Сенсей: Я довольно часто был преподавателем у военных, начиная с Военно-Морской Академии в 1927-28 году. В 1932-33 я вел курс боевых искусств в Армейской школе Тояма. В 1941-42 я преподавал в Академии Военной Полиции, а однажды, после приглашения, демонстрировал Айкидо Генералу Тосие Маеда, Управляющему Военной Академии.

Б: Так как вы учили военных, значит должны были иметь дело с грубыми типами и наверное с этим связаны некоторые неприятные моменты.

О-Сенсей: Да, однажды на меня даже устроили засаду.

Б: Это произошло из-за того, что вы были властным учителем?

О-Сенсей: Нет, не по этому. Это произошло когда я только начал преподавать Айкидо в военной полиции. Однажды вечером, когда я проходил по тренировочной площадке я почувствовал что-то странное. Неожиданно со всех сторон из-за деревьев появились солдаты и окружили меня. Они начали наносить по мне удары с помощью деревянных винтовок и мечей. Так как подобные действия не были мне в новинку, я не растерялся. Во время удара я менял свое положение и легко подталкивал нападающего от чего он падал. Вскоре они все выдохлись. Мир всегда полон сюрпризов. Однажды я встретил одного из нападавших. Тогда я был советником выпускников академий военной полиции в префектуре Вакаяма. Во время очередной встречи один из присутствующих узнал меня и подошел ко мне усмехаясь. После небольшой беседы я узнал, что он был одним из тех, кто атаковал меня в тот день много лет назад. Почесывая голову он поведал мне следующее: "Я очень сожалею о том, что случилось. В тот день мы обсуждали действительно ли новый преподаватель Айкидо очень силен. Мы, группа разгоряченных военных полицейских, обсуждавшая этот вопрос, решили проверить нового учителя на практике. 30 человек были тогда посрамлены. Мы были очень удивлены тому, что 30 самоуверенных мужчин не могли ничего с вами сделать

Б: Были ли подобные случаи во время вашего нахождения в школе Тояма?

О-Сенсей: Касающиеся использования силы? Был один случай еще до Академии военной полиции. Несколько инструкторов школы Тояма пригласили меня проверить мою силу по отношению к их. Каждый из них гордился тем, что мог поднять груз определенной массы или сломать бревно определенного диаметра. Я объяснил им: "Я не обладаю силой, подобной вашей силе, но могу с легкостью бросить любого из вас используя только свой мизинец. Мне очень не хочется совершать броски, поэтому давайте поступим по другому". Я вытянул правую руку и уткнул указательный палец в торец столешницы. После этого я пригласил их упереться в противоположный край стола животами. Один, два, а затем и три офицера противостояли моей руке. У всех присутствующих округлились глаза. Я подождал, пока 6 человек упрутся в стол и попросил стоящего рядом со мной подать мне стакан воды. Пока я пил воду, держа стакан в левой руке, все притихли и лишь обменивались взглядами.

Б: Не касаясь Айкидо, вы должно быть очень сильны физически.

О-Сенсей: Не совсем так.

Киссомару Уесиба: Конечно он обладает силой, но это скорее сила Ки, нежели физическая сила. Некоторое время назад, когда мы переезжали на новое место, мы наблюдали, как 7 или 8 рабочих безуспешно пытались выкорчевать огромный пень. Мой отец некоторое время наблюдал за ними, а затем попросил их расступиться. Он с легкостью вытянул пень наружу. Подобное абсолютно невозможно, если опираться только на физическую силу. Там же случился и эпизод с Михамахиро.

Б: Был ли это Михамахиро из Ассоциации Борцов Сумо Такасаго Бейя?

О-Сенсей: Да, он был из провинции Кису. Когда я пребывал у Сингу в Вакаяме,

Михамахиро успешно продвигался по иерархии Сумо. Он был удивительно силен и мог поднять несколько сот килограмм. Когда я узнал, что Михамахиро остановился в этом городе, я пригласил его. Во время беседы Михамахиро сказал: "Я тоже слышал о том, что вы, Сенсей, обладаете огромной силой. Почему бы нам не проверить кто сильнее?" "Ладно. Прекрасно. Я смогу "пригвоздить" вас указательным пальцем "- ответил я. Затем я позволил ему толкать меня, пока я сидел. И вот человек, с легкостью поднимающий груз огромной массы, пыхтел и напрягался, но не мог сдвинуть меня с места. Затем я изменил направление его силы и он улетел в сторону. Когда он упал, я уткнул в него указательный палец и он не мог даже пошевелиться. Это было похоже та то как взрослый удерживает младенца. Затем я предложил ему попробовать еще раз толкать меня. На этот раз он уперся в мой лоб, но снова он не смог сдвинуть меня. После этого я, сидя, развел ноги в стороны и удерживая баланс поднял их над полом. Даже после этого он не смог сдвинуть меня. Он был очень удивлен и начал изучать Айкидо.

А: Когда вы говорите о том, что можете "пригвоздить" человека, давите ли вы на жизненно важные точки?

О-Сенсей: Я мысленно рисую круг вокруг человека. Его сила находится внутри круга. Не важно какой силой обладает человек, все равно его сила не может расшириться за пределы этого круга. Он становится слабым. Поэтому, если вы находитесь за пределами этого круга, вы можете удержать его одним указательным пальцем или даже мизинцем. Это возможно потому, что он уже стал слабым.

Б: Опять же, это вопрос физики. В Дзюдо точно также - когда вы бросаете противника или удерживаете его на полу, вы стараетесь занять то же положение, что и противник. В Дзюдо, вы двигаетесь и стараетесь заставить вашего противника занять необходимую вам позицию.

А: Ваша жена тоже из префектуры Вакаяма?

О-Сенсей: Да, ее девичья фамилия в Вакаяме была Такеда.

А: Имя семьи Такеда прочно связано с боевыми искусствами.

О-Сенсей: Да, вы правы. Моя семья была предана Императорскому Двору на протяжении многих поколений. И наша поддержка была искренней. Мои предки отказались от собственности и материальных благ, ради служения Императорской Семье.

Б: В молодости вы, Сенсей, постоянно путешествовали. Для вашей жены это должно быть было трудное время?

О-Сенсей: Так как я был очень занят, я редко мог спокойно побыть дома.

Киссомару Уесиба: Так как семья моего отца была достаточно обеспечена, он мог посвятить себя Будо сугё (аскетичным тренировкам в боевых искусствах). Другой отличительной чертой моего отца было отсутствие интереса к деньгам. Однажды имел место быть такой случай. Когда мой отец решил обосноваться в Токио в 1926 году, а это был его второй приезд в столицу, он вначале приехал один, а затем, в 1927 году, забрал из Танабе и семью. Место куда мы переехали называлось Сарумати в Сибасирогане в Токио. Мы арендовали это место с помощью г-на Киёси Ямамото, сына генерала Гамбея Ямамото. В то время отец владел достаточно большим количеством недвижимости в Танабе, включающей обрабатываемые и необрабатываемые поля, а также горные местности. Не смотря на это, у него было очень мало наличности. Для того, чтобы нормально жить ему приходилось занимать деньги, но вопроса о продаже земли никогда не ставилось. И не только это. Когда его ученики приносили месячную плату за обучение, он отвечал: "Мне этого не нужно". Он просил их преподнести эти деньги ками-сама (божеству) и никогда не брал у учеников деньги лично. А когда ему очень были нужны деньги он смиренно усаживался перед алтарем ками-сама и получал от божества дары. Мы никогда не думали о зарабатывании денег на боевых искусствах. В то время помещение для тренировок находилось в биллиардной особняка графа Симацу. Большое количество сановников, включающих военных офицеров, таких как Адмирал Исаму Такесита, а также аристократов, приходило туда практиковаться. Тогда мы называли этот вид боевого искусства Айкидзюдзицу или Уесиба-рю Айкидзицу.

Б: В каком возрасте лучше всего начинать изучение Айкидо?

Киссомару Уесиба: Вы можете начать тренировки в 7 или 8 лет, но настоящие серьезные тренировки должны начинаться в 15-16 лет. В физическом плане это тот возраст, когда тело становится сильнее, а кости крепче. Кроме того, Айкидо включает в себя много духовных аспектов (как и другие виды боевых искусств), а именно в этом возрасте происходит осознание перспектив мира и природы Будо. Поэтому, я считаю возраст в 15 или 16 лет наиболее приемлемым для начала изучения Айкидо.

Б: В сравнении с Дзюдо, в Айкидо очень редко происходит борьба между противниками. Следовательно в Айкидо не требуется большая физическая сила. Кроме того в Айкидо вы можете иметь дело одновременно не с одним, а несколькими противниками. Это по-настоящему идеальное Будо. Скажите, а много ли, будем так говорить, не совсем хороших людей, приходят изучать Айкидо?

Киссомару Уесиба: Конечно же подобные личности приходят заниматься. Но когда они начинают изучать Айкидо с намерением использовать это знание в качестве орудия в драках, они долго не задерживаются у нас. Будо это танцы или просмотр фильмов. Дождь или солнце, вы должны постоянно тренироваться для достижения прогресса. Если говорить точнее, то Айкидо это духовная практика, выраженная в форме Будо. Поэтому Айкидо невозможно практиковать только как орудие для использования в драках. Более того, люди склонные к насилию перестают вести себя подобным образом во время занятий Айкидо.

Б: Понятно: Во время постоянных тренировок они перестают вести себя как уличные хулиганы.

О-Сенсей: Так как Айкидо это не Бу (боевая методика) насилия, а скорее боевое искусство любви, вы не ведете себя жестоко. Вы превращаете жестокого противника в мягкого и он больше не может вести себя как хулиган.

Б: Я понял. Это не контролирование жестокости жестокостью, а превращение жестокости в любовь.

А: С чего вы начинаете обучение в Айкидо? В Дзюдо начинают с обучения укеми (падениям):

Киссомару Уесиба: Вначале движения тела (таисабаки), затем поток Ки:

А: А что такое поток Ки?

Киссомару Уесиба: В Айкидо мы постоянно тренируемся свободно контролировать Ки нашего партнера посредством движения нашего собственного Ки, за счет втягивания партнера в наши собственные движения. Затем мы тренируем повороты тела. Вы перемещаете не только туловище, но и руки и ноги, вместе. Тогда ваше тело становится единым целым и вы двигаетесь мягко.

Б: Наблюдая за тренировками Айкидо, я заметил, что ученики падают очень естественно. Каким образом вы тренируете падения?

Киссомару Уесиба: В отличие от Дзюдо, где вы почти постоянно боретесь со своим противником, в Айкидо между вами и партнером всегда есть определенная дистанция. Следовательно, возможны более свободные варианты падения. Вместо падения с глухим стуком, как в Дзюдо, мы применяем падения по спирали, очень естественную форму падения. Так что эти четыре элемента мы изучаем с достаточным прилежанием.

Б: Итак вы изучаете таи но сабаки (движения тела), Ки но нагаре (поток Ки), таи но тенкан хо (повороты тела), укеми (падения), а затем начинаете изучение техник. С каких техник вы начинаете?

Киссомару Уесиба: Сихо наге, техника позволяющая бросить партнера в любом направлении. Она выполняется примерно также, как и техника с мечем. Конечно, мы также используем в обучении боккен (деревянный меч). Как я уже говорил в Айкидо даже враг становится частью ваших движений. Вы можете спокойно двигать врага по своей воле. Из этого естественно следует то, что если вы практикуете с оружием, не важно меч это, шест или что-то другое, то оружие становится вашим продолжением, как, например, рука или нога. Поэтому, в Айкидо все что находится у вас в руках перестает быть простым предметом. Это становится продолжением вашего тела. Дальше идет изучение Ириминаге. В этой технике вы входите как только ваш противник пытается ударить вас. Входя вы наносите 2 или 3 Атеми (удар). Например, противник пытается ударить вас сбоку в лицо кулаком или ребром открытой ладони (тегатана). Используя силу вашего противника вы немного уходите влево, одновременно следуя за правой рукой противника обеими вытянутыми руками. Затем удерживая руку противника вы направляете ее круговым движением вокруг его головы. Затем он падает с закрученной вокруг головы рукой:.Это тоже поток Ки. Существуют различные теории по этому поводу. Противник остается абсолютно обессиленным или, скорее всего, сила противника направляется в нужном вам направлении. Таким образом, чем больше силы он прикладывает, тем легче вам. С другой стороны, если вы будете противопоставлять свою силу силе противника, то никогда не победите более сильного.

О-Сенсей: В Айкидо вы никогда не противостоите силе атакующего. Когда он атакует вас нанося колющий или рубящий удар мечем, то реально речь идет об одной точке или одной линии, а следовательно все, что вам нужно сделать, это просто сместиться.

Киссомару Уесиба: Затем мы изучаем следующие техники: Иккё в положении сидя от атаки сёменути, затем Никкё, затем техники на суставы и техники удержания и так далее:

Б: В Айкидо много духовных аспектов. Сколько времени требуется для понимания духовных основ Айкидо, начиная с самого начала?

Киссомару Уесиба: Все люди разные, поэтому я не могу сказать определенно, но человек, занимающийся Айкидо три месяца, уже приходит к некоему пониманию того, что же такое Айкидо. И те, кто отзанимались три месяца будут заниматься и шесть месяцев, а те кто занимался шесть месяцев, будут заниматься постоянно. Те, кого интересовал быстрый результат и у кого был поверхностный интерес уйдут быстрее, чем закончатся первые три месяца тренировок.

Б: Как я понял 28 числа будет проходить аттестация на Шодан. Сколько сейчас всего черных поясов?

Киссомару Уесиба: Самым высоким считается 8 Дан. Сейчас четыре человека обладают им. Шесть человек обладают 7 Даном. Большое количество людей обладают 1 Даном, но как вы понимаете, эти цифры учитывают только тех, кто был аттестован Хомбу Додзе после войны.

Б: Как я понимаю, огромное количество людей изучает Айкидо в других странах.

Киссомару Уесиба: Г-н Тохей посетил Гавайи и США с целью обучения Айкидо. Наиболее популярными являются Гавайи, где насчитываются около 1200-1300 занимающихся. Эта цифра для Гавайев соответствует 70-80 тысячам занимающихся в Токио. Несколько черных поясов есть во Франции. Один француз начал изучать Айкидо после того как получил серьезную травму, занимаясь Дзюдо. Он хотел испытать дух Айкидо, но не мог сделать этого во Франции. Он решил, что для понимания истинного духа Айкидо, он должен посетить место, где это искусство родилось. Этим он объяснил свой приезд в Японию. Панамский посол также изучал Айкидо, но климат в Панаме очень сильно отличается от японского, поэтому он не тренировался зимой. Была и девушка Онада Хару, которая поехала в Рим изучать скульптуру и лепку. Она посещала наше додзе во время обучения в Токийской Школе Искусств. Я недавно получил от нее письмо, в котором она говорит, что нашла итальянца, практикующего Айкидо и они очень успешно занимаются.

А: А как объясняются техники в Айкидо?

О-Сенсей: Основными становятся понятия masakatsu, agatsu и katsuhayai. Как я уже говорил, масакатсу означает "правильная победа", а агацу означает "побеждать в соответствии с небесной миссией, ниспосланной тебе". Катсухаяи означает "состояние разума, нацеленного на быструю победу".

А: Путь длинен, не так ли?

О-Сенсей: Путь Айки бесконечен. Мне сейчас 76 лет, но я все еще продолжаю свой поиск. Это не простая задача - изучать Путь Будо или художественного искусства. В Айкидо вы должны понимать каждый феномен во вселенной. Например, вращение Земли или самой запутанной и распространенной системы во вселенной. Это тренировка длиною в жизнь.

Б: Итак, Айки это учение Ками (Бога), точно также как и боевое искусство. Тогда что же является духом Айкидо?

О-Сенсей: Айкидо это Ай (любовь). Вы привносите эту вселенскую любовь в свое сердце, а затем должны выполнить свою миссию защиты и любви всех вещей в этом мире. Выполнение этой миссии будет являться истинным Будо. Истинным Будо будет являться победа над самим собой, а также устранение наполненного жаждой борьбы сердца врага: Нет, это способ абсолютного самосовершенствования, в котором устраняется тот самый враг. Техника Айки это аскетичная тренировка и метод, с помощью которого вы достигаете состояния единения духа и тела, реализуя принципы Неба.

Б: Тогда получается, что Айки это метод достижения мира во всем мире?

О-Сенсей: Главной целью Айки является создание рая на земле. В любом случае мир должен быть гармоничен. Тогда нам не нужны будут атомные и водородные бомбы. Наш мир может быть комфортным и приятным.

Перевод Сергея Ушаковского


copyright © 2004-2024
Назад к содержимому