Перейти к контенту

Беседа Питера Меганна с Канетсука-сэнсэем в июне 2003г.

Практика > Содержание практика

П.М.
Упражнения стали более и более центральным элементом в вашем обучении Айкидо. Я не помню, чтобы они были настолько популярны в начале 70-х. Конечно, вы всегда делали основные разогревающие упражнения, которые выполняются на всех тренировках Айкидо, но я не помню, чтобы вы делали упражнения Makko-ho , которые сейчас представляют главную часть разминки в начале занятия и часто в конце занятия. Как развился этот аспект вашего обучения Айкидо?

К.С.
"Я должен признать, что хотя я выполнял раньше упражнения, я совсем не был заинтересован в них. Моя болезнь имела огромное влияние на мой подход к Айкидо. Я потерял избыток веса. Я стал очень худым, без мышц, но в то же время я стал более гибким."

П.М.
Да, я помню, когда вы вышли из больницы, вы весили около 110 фунтов, и т.к. у вас не было сил, вы должны были найти способ заниматься Айкидо без них. Я помню, как больны вы были тогда. Мы были в гостинице в Лилле, куда вы приехали, чтобы преподать урок, будучи еще под медицинским присмотром. Я пришел к вам в номер, чтобы увидеть, были ли вы готовы идти в додзе и, когда я не услышал ответа на стук в дверь, я открыл дверь, не зная,что вы были с другой стороны. Дверь ударила вашу ногу и вы потеряли сознание. Я был очень встревожен! К счастью, вы вскоре пришли в себя и преподали замечательный урок. Так вы должны были приспособить Айкидо к вашей физической ситуации. Инстинктивно вы решили использовать гибкость, которую оставила вам болезнь.

К.С.
"Сила против силы это нехорошо. Мы читаем в древних трудах по мастерству с мечами, например, Kiitsu Hogan и во многих книгах по боевым искусствам: мы никогда не должны противопоставлять 10 единиц силы 10-и единицам силы: это обозначает взаимное уничтожение. Если ваш партнер использует 8, вы должны использовать 2, если 5 то и т.д. Это называется wa по-японски: сумма или гармония . Раньше я просто делал упражнения без особой цели, но приблизительно в 1980 Суганума Сенсей дал мне книгу Makko-ho. Это было настоящим открытием для меня. И, я слышал от Чиба Сенсея, что Уесиба Сенсей делал эти упражнения. Итак я начал изучать Makko-ho. Оно похоже на йогу, но различие в том, что в йоге вы сохраняете растягивающие положения некоторый период времени, а в Makko-ho вы повторяете растягивающее положение несколько раз с удержанием растяжки. Но еще раньше, в 1974, мастер карате Каназава Сенсей приехал в Лондон на Европейский чемпионат по Шотокан Карате в Crystal Palace и преподал урок в Ryushinkan. Я был удивлен мягкостью карате. На него повлиял мастер Янг Минг Ши, автор книги Tai Chi Chuan . Gai-ju-Nai-go это принцип: он обозначает снаружи мягкое, внутри твердое."

П.М.
И как вы дошли до того, чтобы начать изучать работу с мечом Kashima?

К.С.
"Однажды Чиба Сенсей сказал мне: вы должны учиться у Ямагучи Сенсея. Секийя Сенсей его ученик: учись у него. До этого я усердно тренировался в Aikiken и Aikijo, следуя учению Сайто Сенсея. В первый раз я видел некоторые движения Kashima в Айкикай Летней Школы Великобритании в Стерлинге в 1973. Секийя Сенсей, который в то время учился с Ямагучи Сенсеем, демонстрировал kesa-giri , как двигаться и как защищаться. Я был впечатлен и начал думать о Kashima, и однажды, когда мы практиковали Aikiken в Лондоне, молодой иранец, Росс, имел тяжелый suburi bokken и сделал сильную атаку с shomen-uchi. У меня был нормальный легкий bokken, и я отразил удар пятым основным движением, т.н. kurai-dachi. К нашему удивлению, я сломал этот тяжелый bokken."

П.М.
Секийя Сенсей был тестем Чибы Сенсея, поэтому предположительно Сиба Сенсей предложил вам изучать работу с мечом Kashima.

К.С.
"Так и есть. Он сказал, что без знания Kashima нельзя понять Айкидо Ямагучи Сенсея, кем он очень восхищался. Секийя Сенсей приехал в Британию в 1976 и жил в моем доме в Лондоне 12 месяцев. Вот когда я изучал Kashima вместе с ним. Он показал мне основы работы с мечом Kashima: mu-gamae и kesa-giri. Как приспосабливать расслабленное состояние и двигать руками вверх и вниз, поднимая меч вверх и делая маленькое круговое движение выше головы и в то же время опуская центр тяжести."

П.М.
Я помню, что вы начали изучать Kashima в 1981 в вашем личном додзе в Оксфорде. У вас были очень сильные ученики. На первом месте был John Czarnuszewics.

К.С.
"Да, хотя Джон жил далеко, у Бристоля, он никогда не пропускал занятия. И когда я был болен он приезжал каждую неделю на занятие в мое отсутствие, независимо от погоды. Одной из главных причин, почему я начал занятия Kashima в том додзе было то, что там не было татами, только голые доски."

П.М.
Даже так, без татами мы всегда практиковали Айкидо под конец занятия, применяя принципы, которые мы учили в Kashima.

К.С.
"Тренировка без татами очень ценна. Вы должны учить, как применять техники Айкидо без нанесения вреда партнеру. Вы должны прилепиться к партнеру с zanshin, пока он не окажется на земле: вы не можете бросать как на татами. Вы должны учиться практиковать Айкидо без вреда самому себе или партнеру."

П.М.
Итак, что вы можете сказать о последствиях изучения Kashima? Я знаю, вы изучали только основные движения: пять kihon-dachi.

К.С.
"Естественное движение: поднятие и опускание рук. Сильная стойка. Повороты, спиральное движение. Снова и снова применение 3-х основных элементов движения Айкидо: треугольник, круг и квадрат, которые переводятся в пирамиду, сферу и куб. Но поймите, что я не практикую kenjutsu, я не считаю себя мечником. И эта практика в основном для меня самого. Я узнал много трюков из практики Kashima. Никогда не форсируйте: сдвигайте центр, используйте гравитацию, делайте движения в гармонии с направлением движений партнера."

П.М.
Тогда почему вы прекратили практиковать Kashima?

К.С.
"Когда я переехал из Оксфорда в Лондон в 1992, у меня не было додзе с татами. В1980 Фужита Сенсей посоветовал нам не тратить драгоценное время на работу с мечом, но сконцентрировать усилия на основном Айкидо, и в 1986 Ямагучи Сенсей, который посетил Оксфорд, посоветовал мне не практиковать слишком много вещей. Просто выучить, как поднимается меч и падает в спиральном движении."

П.М.
Итак, кажется, что со времен болезни на ваше Айкидо повлияло два течения: развитие мягкого, чувствительного, но мощного тела посредством упражнений и принципы техники с мечом Kashima. Я помню, что, когда вы впервые приехали в Англию в 1971, вы были очень сильны, и ваше Айкидо, мягко говоря, было грубым. Оно совсем другое сейчас.

К.С.
"Конечно! Недавно я читал в Newsletter Ассоциации Айкидо Гонконга интересное интервью с Исояма Сенсеем. В молодости он был знаменит за динамичные техники, и он признает, что довольно мало людей из-за этого отделались травмами. Но сейчас его Айкидо стало намного нежнее. То же самое и со мной. Я должен выжить, чтобы практиковать Айкидо и передать свое открытие как ученикам БФА, так и моим детям."

перевод: Евгений Пшеничный


copyright © 2004-2024
Назад к содержимому