Перейти к контенту

Объяснение некоторых терминов Айкидо

Практика > Продолжающим > Статьи и полезная информация - содержание


Фонема ho в таких терминах Айкидо, как kokyu-ho, tenkan-ho пишется при помощи символа канжи, которое имеет множество значений: закон, доктрина, принцип, прием, метод. Например, факультет права в университете на японском это ho-gakubi. В термине kokyu-ho первые два символа обозначают дыхание или респирация. Таким образом, обобщенное значение kokyu-ho это метод использования дыхания. Оно также известно как kokyu-ryoku-yosei-ho - метод тренировки силы дыхания. Также есть, конечно, другой термин kokyu-nage. Здесь nage производное от глагола nageru, обозначающего бросать, швырять, падать. В то время как в некоторых книгах по Айкидо термины kokyu-ho и kokyu-nage взаимозаменяют друг друга, есть некоторая разница.

В kokyu-ho на самом деле не важно, брошен ли uke или нет упор на дыхание. В kokyu-nage важно, брошен ли uke, но посредством дыхания. Другой перевод ho обозначает направление, сторона, путь. Как суффикс
, оно обозначает "манера". Таким образом, если мы соединим два символа из ho, мы получаем ho-ho, что обозначает метод. Термин Айкидо shiho-giri tenkan ho, как объяснено в статье в этой газете, обозначает метод поворота во время резания в четырех напрвлениях. Канжи для tenkan состоит из двух символов. Первый элемент, ten, в основном обозначает поворачиваться или меняться; а второй элемент, kan, читается также как kaeru, и это имеет четкое значение изменение, обмен, конвертирование. Таким образом, хотя термин tenkan обычно переводится как поворот или изменение направления, мы можем понять прием как метод отклонения (силы uke) резанием в четырех направлениях.

Значение терминов/символов


Omote

Это японское прочтение символа, китайское чтение которого есть HYO. Символ состоит из двух символов, или радикалов: SHU, обозначающий господин или главный и koromo, обозначающий одежду. Комбинация (SHU над koromo) имеет огромный диапазон значений, в центре которых выражение, открытие, показывание, поверхность, наружность, перед. Конечно, символ обычно используется в сочетаниях, и поэтому его использование в айкидо несколько необычно.
Примеры таких сочетаний: omoteguchi передняя дверь, omotedasu стать общественным, стать известным, omotebyoshi переднее покрытие, hyomen поверхность, omotegawa передний, hyojo выражение лица.

Ura

Китайское значение этого символа RI. Состоит из того же символа koromo, как в omote, плюс sato, обозначающий деревню , родительский дом . В ранней версии этого символа, более неиспользуемой, оба символа стояли друг возле друга, но в сегодняшней версии sato находится над koromo, увенчанной другим радикалом (горизонтальная черта с точкой над ней). История символа, а именно, почему он создан из этих элементов, непонятна, но, так же, как с omote, у символа много значений, в большинстве случаев связанных с противоположных omote. Таким образом, это обозначает внутренний, обратный, под поверхностью, противоположный, задний, выравнивание.
Сочетания обозначают: uraguchi задняя дверь, uraguchi eigyo нелегальный бизнес, uragaeru вывернуть наизнанку, uragiri предательство, ura-omote наизнанку, лицемерие, uragawa обратный, urabanashi не очень известная история.

Центральные концепции

Таким образом, можно глубже заглянуть в значения omote и ura, основываясь на простых, но мощных концепциях: одну одежду носят снаружи, перед другими, чтобы иметь общественное лицо, а другую дома, вдали от общественного взгляда. Конечно, можно к этому добавить многое, и на эти концепции обращают внимание, когда японцы думают о самих себе в отношении друг к другу и внешнему миру, очень похожи на пары tatemai/hone и uchi/soto. Как доказательтво этому и в попытке объяснить важность концепций, знаменитый японский автор написал целую книгу, озаглавленную Omote и Ura. Автора, психиатра, зовут Takeo Doi, и его книгу перевели на английский.

Интересен перевод на английский японского названия. Вместо чего-то наподобие Общественное и Личное, у нас Анатомия себя: Индивидуальное против Общества. Для Doi концепции лежат у самых корней японской сущности. В книге, используя много примеров из современного японского, Doi пытается показать, что обе концепции два аспекта одного целого: без omote нет ura, без ura нет omote они буквально две стороны (аспекта) одной сущности. Omote и ura не существуют отдельно, но, соединившись, формируют единое существование. Различие между ними появляется из-за признания этого одного существования. Omote и ura неразделимы, они предполагают одно целое. Этот унифицированный аспект обеих концепций используется в боевых искусствах, как Kashima Shinryu, где имеется целый ряд omote kata, за которыми следует ura kata. Интересен вопрос, до какого уровня это целое демонстрируется в
Айкидо.

В Айкидо

Этих терминов нет в японском тексте Budo Renshu и Budo, двух тренировочных учебников, связанных с Morihei Ueshiba. Первый пример их использования появляется в Айкидо, учебнике, напечатанном в 1957 Kisshomaru Ueshiba на японском. Т.к. позднее Doshu использует эти два термина, он связывает их с соответствующими движениями irimi и tenkan. С техникой, называемой ikkyo, контраст кажется очень ясным. В форме omote техника выполняется через лицо Уке с непрерывным движением irimi, в то время как фокус формы ura это движение tenkan назад, за спину Уке. Поэтому не удивительно, что в книге Doshu эти термины впервые используются в объяснении этой техники. Что удивительно, так это то, что Kisshomaru Doshu использует эти термины только в объяснении 1-kyo и трех форм (2-kyo, 3-kyo и 4-kyo), основанных на ikkyo. Объяснение других техник, как shiho-nage и irimi-nage, имеет другой фокус. Как бы то ни было, эти термины стали использоваться чаще в недавнее время, и в двух томах, называемых Kihan Aikido нынешний Doshu, Motriteru Ueshiba, использует их более обширно. Все-таки есть исключения, и он объясняет техники, как irimi-nage посредством движенний irimi и tenkan, а не концепциями omote и ura.

P.Goldsbery


перевод: Евгений Пшеничный






copyright © 2004-2024
Назад к содержимому